Сделай сам!
проект Reggio Studio лето 2022
Проводя время с детьми и наблюдая, я обратил внимание на то, как легко они могут обходиться с вещами и относиться к чужому труду. Я был свидетелем того, как дети выбрасывают материал и еду, рвут и ломают игрушки, топчут мелки, пачкают одежду, раскидывают только что убранный снег…

Взрослые обязательно найдут решение проблемы, всё уберут или купят новое. А что если "новое" будет нельзя купить?

Такое поведение, войдя в привычку, может лечь в основу потребительского отношения к миру. Как нам научиться уважать чужой труд?
Через творчество и созидание мы учимся уважать себя и других.

В Реджио Студио мы транслируем позицию бережного отношения. Это применимо к людям, чувствам, природе, вещам и окружающей среде в целом.

Будучи потребителем, порой мы начинаем воспринимать блага как должное. Мы не задумываемся о том, что эти блага кто-то создаёт. Кто-то вкладывает туда силы и душу. За конечным продуктом стоит кропотливая работа.

Осознание того, как работают процессы вокруг нас может изменить наше к ним отношение.
Переработка бумаги.


В студии есть "Бумажный монстр", который используется для сбора макулатуры. Дети хорошо с ним знакомы и с интересом "кормят" его. Собранный материал отправляется на переработку.

Дети видят, что монстр периодически опустошается, бумагу куда-то забирают. Что с ней происходит дальше остаётся загадкой. Куда же пропадает бумага?

Оказывается, бумагу можно повторно использовать!

Подойдя к вопросу с практической стороны, мы организовали в ателье (нашей творческой мастерской) собственный процесс по переработке бумаги.
Бумага сортируется и измельчается на маленькие кусочки. Добавляется вода, связующее вещество, измельчается до кашеобразной массы и выкладывается тонким слоем для высыхания. Масса хорошо поддается формовке, может принимать различную форму при высыхании.

Освоив процесс, ребята принялись экспериментировать. В ход пошли сухие растения, фольга и другие материалы, ставшие основой для бумаги...
"Похоже на огромную чипсину" - Вова

Материал напоминает упаковку для яиц. Работа в команде, построенная вокруг общего дела, подталкивает к взаимодействию.

Порой, для детей сам процесс важнее результата. Вдоволь поэкспериментировав, некоторые и вовсе позабыли про свои поделки.
Клей

Клей - один из любимых материалов в ателье, ребята используют его для поделок, игр и экспериментов. Многим нравится его структура. Дети просто хотят выливать клей из тюбика или клей-пистолета, размазывать по поверхности и макать в него пальцы.

Палочки для клей-пистолета заканчиваются быстрее всего. Жидкий клей-ПВА также находится в почёте. Когда оказывается, что весь клей был израсходован в ходе очередного эксперимента, возникает вопрос: а чем теперь клеить поделки?

А вы знали, что клей можно сделать самим?

Из подручных средств мы сварили немного собственного клейстера. При желании, можно сварить хоть кастрюлю. Клей - не хочу!

"Надо добавить в клей блёстки - тогда он станет волшебным!" - Лиза

Проверили: он отлично склеивает бумагу и картон. Пластик и металл склеить не получилось. Одним из минусов такого клея является то, что он быстро портится. Надо хранить в холодильнике.
Кисти

Каждый мастер рано или поздно приходит к тому, что начинает нуждаться в самодельных инструментах, подходящих под его/её конкретные задачи. Существует целое многообразие различных форм и размеров, казалось бы, одной простой вещи.

Взяв кисть для рисования за отправную точку, мы принялись размышлять, что делает кисть кистью? Это основание, волоски (мягкая часть) и то, что скрепляет их.

Кистями можно рисовать, наносить макияж и использовать в кулинарии. Они бывают большие и маленькие, жесткие и мягкие, круглые и квадратные...

Было удивительно наблюдать за тем, как дети вышли за рамки привычного представления о кисточках и создали свои уникальные инструменты.
ТихонЛида - волшебная кисточка
Далее мы их протестировали.
Такими кисточками рисовать оказалось куда интереснее! Для детей это было что-то новенькое, плюс важную роль играло, что эти кисти они сделали самостоятельно.


Краски

История пигментов и красок берёт начало от истоков нашей цивилизации. Наскальные рисунки в пещерах, диковинные татуировки как знаки обозначения в племенах; особые, редкие цвета, которые позволялось носить лишь особям царского рода…

Издавна, мастера собственноручно замешивали краски из пигментов и связующего вещества. Ингредиенты получали из минералов, растений, а иногда даже из животных.

Приметив интерес детей к экспериментам и опытам, я предложил попробовать сделать свои краски в ателье.





Краски состоят из пигмента, связующего вещества и консерванта.

В качестве красителя мы использовали природные ингредиенты, такие как: свёкла, черника, куркума, уголь, а также несколько уже готовых пигментов. Дети были в восторге!

У кого-то вместо красок получился свекольный салат с углём. Многих сам эксперимент увлёк больше чем результат. Ребята мешали ингредиенты на протяжении всего занятия, кто-то так и не попробовал порисовать.
Шитьё
Что ещё вам интересно научиться делать? - "мягкие игрушки!"

В этом году игрушки «Хаги-Ваги» и «Кисси-Мисси» произвели настоящий фурор среди детей. Мы несколько раз посмотрели видео, как производят мягкие игрушки на фабрике. Кто-то из детей предложил сделать свои игрушки в ателье. Не вопрос!

Оказалось, шитьё - довольно кропотливый процесс. Не у всех хватает терпения. Кто-то сдался в самом начале занятия. Без помощи взрослых в этом процессе было не обойтись!
Шитьё начинается с идеи, а идея с выкройки. Затем, выкройка сшивается и набивается наполнителем. Многих впечатлило, как плоский кусок материала может превратиться в объёмную поделку. В конце, к игрушке добавляются декоративные элементы.

Дети уловили суть процесса. Возможно, это не так весело, как могло показаться. Всё же, те, кто доделали поделки, были вознаграждены приятным чувством удовлетворенности от результата.

Поняв принцип, при желании, ребята смогут прокачать навык. Перед ними открылся целый мир, в котором они смогут создавать что-то из ткани.
Мультфильмы
В процессе творчества возникает множество интереснейших поделок, которые не перестают меня удивлять. К концу занятия дети норовят забрать эти поделки домой и факт их существования остаётся запечатлён лишь на фотографии и в памяти специалистов.

Я размышлял о форме документации, где поделки смогли бы обрести новую жизнь.
Детей обожают мультфильмы. Тут меня осенило! Можно «оживить» результаты творческой деятельности, прибегнув к технике анимации. Мы провели вводное занятие.

После знакомства с анимацией, дети стали постепенно привыкать к процессу. Вскоре, уловив суть, начали самостоятельно работать в группах и разделять обязанности на съёмочной площадке.

Мы были рядом и помогали разобраться с нюансами (работа с программой, настройка света, принцип анимации, разработка сюжета).
Результатом нашей работы стала серия коротких роликов, где поделки и игрушки живут своей жизнью.
Заключение

Выход из зоны комфорта толкает нас к поиску новых путей, адаптации и импровизации.

Приложив усилие, сделав что-то своими руками мы можем раздвинуть границы реальности и принести туда что-то новое. Так делаются открытия, рождаются изобретения…

Переход от стадии потребителя в стадию творца занимает время, но уловив суть, будет скучно возвращаться к обыденной жизни с готовыми решениями.